Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных 
    при подготовке ответа
     
Написать письмо
Туристический портал Тверской области
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
Поисковики установили судьбу экипажа поднятого бомбардировщика
17.06.2019

Международная военно-историческая экспедиция РВИО «Ржев. Калининский фронт» уже неделю организованно и безостановочно занимается поиском солдат, погибших в боях 1942-1943 годов.

«Уже в четвертый раз поисковики собираются на территории, где в 1942- 1943 годах разворачивалась одна из самых кровавых битв в истории, унесшая жизни более миллиона красноармейцев. Каждая установленная личность из числа погибших – важнейший вклад в сохранение нашей исторической памяти», – считает Губернатор Тверской области Игорь Руденя. 

Впереди ещё неделя напряженной работы и поисковики полны энтузиазма: некоторым отрядам требуется время для отработки перспективных направлений, другие хотят проверить новые точки. Благодаря совокупным усилиям нескольких десятков поисковых отрядов и объединений удалось поднять 174 солдата Красной Армии. Найдено 12 медальонов. Установлено несколько личностей погибших, с родственниками некоторых из них уже удалось связаться.

Поисковый отряд «Память 29 Армии», бойцы которого сумели обнаружить крупные фрагменты бомбардировщика Пе-2 в лесах близ Медведево и подняли его двигатели, отчитался об успешном установлении личностей экипажа. История, длиной в пять лет завершилась.

Первые осколки самолета ржевские поисковики обнаружили еще осенью 2014 года.

- Найти их было с одной стороны непросто — лес огромен; с другой же, зная примерное местоположение по рассказам свидетелей и местных жителей и используя архивные сведения, - вполне возможно. Лес в том месте «пищит». Металлодетектор издает характерный звук, сообщающий о наличии металла на глубине, практически за 200 метров от воронки, - рассказал начальник экспедиции РВИО Сергей Баринов.

Пе-2 — большой самолет, вооруженный достаточно тяжело и несший на борту авиабомбы. При ударе о землю тяжелые двигатели уходят глубоко вниз, разрывая машину на мелкие фрагменты. Как говорят поисковики, скорее всего, имел место ещё и взрыв одной из авиабомб, который произошел уже под землей. Поэтому все осколки вылетели вверх и оказались рассеяны по территории радиусом 200-250 метров. После войны местные жители подобрали полезный металл, лежавший на поверхности, всё остальное затянуло землей.

Тогда же, 26 сентября 2014, были обнаружены и останки одного из членов экипажа. Достоверно установить его личность на тот момент было сложно: в самолете наверняка летело несколько человек. Чтобы понять, сколько именно, нужно было найти номера двигателей. Двигатели и стали целью раскопок в июне 2019 года. Их нашли на глубине пяти метров. От одного из них в сохранности осталась только пара цилиндров. Второму повезло больше, он сохранил целостность на девяносто процентов.

- Нам помогли отмыть двигатели в лагере экспедиции, и номера были установлены, - рассказывает командир отряда «Память 29 Армии» Сергей Петухов. -  Дальше последовала рутинная поисковая работа: сделав ряд запросов, мы получили выписку из архива. Всегда главное не найти очередной самолет, у нас не спорт, а поиск. Главное, что мы второго летчика нашли.

Второй летчик был обнаружен в шестидесяти метрах от воронки, образовавшейся в результате крушения и взрыва. При нем были обнаружены части летного снаряжения, карабины, остатки парашютной оснастки. Сомнений уже не оставалось, личности будут установлены. Из архива пришла следующая информация:

18.8.1942 г. не вернулся с боевого задания самолет Пе-2 11-го ОРАП №11/90 с моторами №22-489 и №22-541.

Экипаж: Мошкин-Ершов-Локота. Разведка Селы-Гусево?-Афанасово. Связался в 6:05.

Пилот Мошкин Иван Тимофеевич, сержант, 1922 г.р., освобожден из плена в 1945 г.

Штурман Ершов Леонид Васильевич, ст. сержант, 1919 г.р., пропал без вести.

Стрелок Локота Николай Васильевич, ст. сержант, 1915 г.р., пропал без вести.

Судя по отчету, пилот найденной «пешки» пережил катастрофу. Номера на двигателях совпали с номерами в отчете, количество останков совпало с количеством пилотов. Поиск завершился.

- Мы как всегда рады, это очень волнительный для нас момент, - говорит Сергей Петухов. - Мы уже общались с родственниками этих солдат, но на тот момент у нас не было уверенности, что мы нашли именно этот самолет с экипажем. Теперь же сомнений нет — это Локота и Ершов. Осталось только сообщить родственникам, что их надежды не обманулись.

Вот они, на фотографиях. Старший сержант Николай Локота, совсем молодой. Именно таким его и запомнили: подтянутым, аккуратным, с серьезным взглядом. Он не состарился, так и канул в вечность; полный сил, с огромным желанием жить. И оставался пропавшим без вести 77 лет, как и его товарищ, однополчанин, Леонид Ершов. На выпускном снимке он в дальнем ряду, крайний справа.

Благодаря поисковой работе солдаты, судьба которых оставалась неясной десятки лет, наконец, находят покой, которого достойны. Это стоит всех потраченных усилий и средств.

Международная поисковая экспедиция «Ржев. Калининский фронт» проходит в Ржевском районе с 8 июня. Вахта Памяти организована Российским военно-историческим обществом совместно с Правительством Тверской области при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ, МЧС и Музея техники Вадима Задорожного.

На сегодняшний день волонтерами найдено 174 красноармейца и 12 медальонов. Торжественная церемония закрытия экспедиции запланирована на 22 июня. 

Источник РВИО https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-6334